Дни рождения Непознаное Уход за ногтями Фитнес Интернет Мода Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
17.04.16

РЕГЕНЕРАЦИЯ МОЗГА

Профессор Джозеф Альтман (Joseph Altman)
Профессор Джозеф Альтман (Joseph Altman), американский нейробиолог, лауреат Международной премии по биологии в области «Нейробиология» (2012 г.)

Во всем мире считают, что первое сообщение о возникновении новых нейронов появилось в 1962 году в статье «Формируются ли новые нейроны в мозге взрослых млекопитающих?», которая была опубликована в престижном научном журнале Science. Ее автор профессор Джозеф Альтман из Университета Пердью (США) с помощью электрического тока разрушил часть мозга крысы (латеральное коленчатое тело) и ввел туда меченный тритием тимидин — вещество, проникающее во вновь возникающие клетки и являющееся частью их ДНК и РНК. Через несколько месяцев ученый обнаружил новые радиоактивные нейроны в таламусе (участок переднего мозга) и коре головного мозга. В течение последующих семи лет Альтман опубликовал еще несколько работ, доказывающих реальность деления нейронов в мозге взрослых млекопитающих. Однако тогда, в 1960-е годы, его работы вызывали у нейробиологов недоверие и скепсис. Что не помешало впоследствии научному сообществу признать ценность этих исследований, и через много лет Альтман стал лауреатом ряда престижных международных премий.

Michael S. Kaplan Professor of Anatomy and Neu-robiology University of Maryland School of Medicine, USA
Майкл С. Каплан (Michael S. Kaplan), профессор анатомии и нейробиологии Медицинской школы Университета Мэриленда

В 1974 году Майкл С. Каплан, еще будучи студентом в Университете Тулейна, начал поиск доказательств нейрогенеза в мозге взрослых млекопитающих. Ему удалось обнаружить присутствие молодых нейронов в зрительной коре, обонятельной луковице, а также факт увеличения числа нейронов в гиппокампе крыс. Для исследования Каплан применил сочетание электронной микроскопии с целью визуализации с высоким разрешением клеток нервной системы и внутрисосудистого введения меченного тритием тимидина, который был использован как маркер ДНК-синтезирующих клеток. Так, радиоактивная метка показала накапливающие ее клетки в зубчатой извилине крысы, а электронная микроскопия позволила распознать ультраструктурные признаки нейронов в этих клетках, например, дендритов и синапсы. Ему удалось обнаружить доказательства нейрогенеза в субэпендимальном слое желудочков мозга взрослых приматов. Каплан отстаивал результаты своих опубликованных работ, которые подвергались жесткой критике в течение десяти лет. Ведущие университеты отказались поддержать и финансировать исследования Каплана в области нейрогенеза у людей. Каплан прекратил научную работу и продолжил свою карьеру в медицине. Он поступил в медицинскую школу в 1984 году, и ответ на вопрос о реальности нейрогенеза у взрослых животных был отложен на 15 лет.

Поленов Андрей Львович
Андрей Львович 
Поленов (1925–1996), физиолог, нейроэндокринолог, член-корреспондент АН СССР, основатель отечественной школы нейроэндокринологии

С 1954 года в СССР профессор А. Л. Поленов выдвигает и обосновывает революционную для своего времени гипотезу о физиологической регенерации нейросекреторных центров мозга у взрослых особей низших позвоночных — рыб и амфибий. Поленов с сотрудниками обнаружил, что в нейросекреторных формациях мозга постоянно протекают процессы деления, роста, дифференцировки нервных клеток, преимущественно за счет малодифференцированных «камбиальных» клеток эпендимы преоптической бухты (Поленов, 1954, 1956, 1968). На основе обобщения собственных исследований в 1974 году им был описан секреторный цикл, путь дифференцировки и физиологической дегенерации нейросекреторных клеток в головном мозге взрослых позвоночных. Но, как это обычно бывает с отечественными исследованиями, они малоизвестны — как за рубежом, так и нашим молодым ученым сегодня.

Каждую минуту мозг поглощает примерно 0,7 литра крови. Что бы ни происходило в организме, он требует питания в первую очередь - перерыв в снабжении кислородом или глюкозой хотя бы на одну минуту приводит к потере сознания. А примерно через восемь минут наступает смерть.

По форме головной мозг напоминает гриб. Его “ножка” - самая древняя часть - мозговой ствол, или так называемый “мозг рептилий”. С ним связаны наши инстинкты, которыми обладали еще пресмыкающиеся, очень отдаленные предки человека. Эта структура мозга управляет важнейшими рефлексами глотания, кашля, здесь контролируется дыхание, ритм сердцебиения. Тут собраны простые, но твердые правила жизни, рассчитанные на незыблемое, прочное устройство окружающего мира.

Над “мозгом рептилий” возвышается промежуточный мозг, известный также под названием “старый мозг млекопитающих”. Это приобретение было сделано ранними млекопитающими, жившими около 150 миллионов лет назад. Тут находятся “центры” обоняния, вкуса и эмоций. Страх, заставляющий при малых шансах на победу спасаться бегством, ярость, удесятеряющая силы при борьбе в благоприятной ситуации, были следующей после инстинктов ступенью в эволюции нервной системы животных.

Этапы образования нервной трубки в зародыше человека.

Природа закладывает в развивающийся мозг очень высокий запас прочности: при эмбриогенезе образуется большой избыток нейронов. Почти 70% из них гибнут еще до рождения ребенка. Человеческий мозг продолжает терять нейроны и после рождения, на протяжении всей жизни. Такая гибель клеток генетически запрограммирована. Конечно же погибают не только нейроны, но и другие клетки организма. Только все остальные ткани обладают высокой регенерационной способностью, то есть их клетки делятся, замещая погибшие. Наиболее активно процесс регенерации идет в клетках эпителия и кроветворных органах (красный костный мозг). Но есть клетки, в которых гены, отвечающие за размножение делением, заблокированы. Помимо нейронов к таким клеткам относятся клетки сердечной мышцы. Как же люди умудряются сохранить интеллект до весьма преклонных лет, если нервные клетки погибают и не обновляются?


Одно из возможных объяснений: в нервной системе одновременно "работают" не все, а только 10% нейронов. Этот факт часто приводится в популярной и даже научной литературе. Мне неоднократно приходилось обсуждать данное утверждение со своими отечественными и зарубежными коллегами. И никто из них не понимает, откуда взялась такая цифра. Любая клетка одновременно и живет и "работает". В каждом нейроне все время происходят обменные процессы, синтезируются белки, генерируются и передаются нервные импульсы. Поэтому, оставив гипотезу об "отдыхающих" нейронах, обратимся к одному из свойств нервной системы, а именно - к ее исключительной пластичности.

Некоторые ученые считают, что размер мозга человека связан только с размером его тела и увеличивается только для того, чтобы было легче управлять увеличивающимся телом. Другие считают наоборот.

Они говорят о том, что увеличение человеческого мозга связано с развитием социальной жизни и появлением у человека высших психических функций. Таким образом, наука до сих пор ищет ответ на вопрос: действительно ли от обезьяны человека отделяет только увеличение нервных клеток в мозгу?

По логике получается, что чем больше размер мозга, тем выше должен быть интеллект у его обладателя. Есть и примеры в природе: грызуны с маленькими мозгами сидят в норках, обезьяны с 400 граммами мозга живут в зоопарке, а интеллектуальный гомо сапиенс день и ночь пропадает у монитора компьютера.

Мозг — это самый энергопотребляемый орган. Имея массу всего в  1200-2000 граммов, он потребляет до 30% всей энергии организма. А значит, для того, чтобы он работал у вас  быстрее, чем у абсолютного большинства, его требуется постоянно подзаряжать.

развиваем мозг

Как это делать правильно?

1. Питание должно поступать равномерно в течение дня.

Если вы едите много и «залпом», то ваш мозг будет работать со значительными перебоями, т.к. не будет получать энергию, когда это необходимо. При этом, вместо того, чтобы решать задачи, вы будете ходить «сонной мухой» с заторможенным мышлением.

Этот процесс можно сравнить с костром — либо вы поддерживаете огонь в костре  равномерным, понемногу подбрасывая дрова через определенные промежутки времени; либо ждете, когда все сгорит, а потом снова накидываете поверх кучу углей и разжигаете костер снова, при этом тратя лишнее время и имея неравноценно распределенное во времени пламя.

Поэтому, старайтесь питаться так, чтобы пища поступала равномерно, постоянно подпитывая ваш мозг. Подъедайте в течение всего дня :)

2. Питание должно обязательно содержать в себе белки, сложные углеводы, воду, жиры омега-три.

Белки.  Лучше брать из рыбы и морепродуктов – он усваивается быстрее и лучше организмом.

Сложные углеводы. Это 55-60% всей поступающей энергии. Не экономим.

И хотя результаты нового анализа означают, что мощность нашей мозговой деятельности значительно ниже, чем прежде предполагалось, мы продолжаем оставаться самыми разумными существами на земле, поскольку у нас по сравнению с приматами содержится больше нейронов в мозге, которые ответственны за познавательные способности – умственные процессы – и поведение в целом.

Овощ

Травма мозга представляется нам невероятно страшной вещью. В сознании непосвященных людей повреждение мозга всегда вызывает картинки, где человек превращается в овощ или страдает от физических или психических недостатков всю жизнь. Таинственный и удивительный мозг на самом дел представляет собой хрупкий механизм, который может разрушить не только автомобильная авария, но даже элементарная инфекция.

Но это не всегда так. Есть разные типы повреждения головного мозга, и их влияние на человека зависит во многом от того, где они располагаются и насколько они серьезны. Мягкие мозговые травмы типа сотрясения связаны с тем, что мозг перемещается внутри черепа, что провоцирует кровотечение и разрыв. Мозг на удивление хорошо оправляется от незначительных травм, и подавляющее большинство людей, испытавших легкую травму мозга, не становятся инвалидами на всю жизнь.

С другой стороны, тяжелая травма мозга наносит значительный ущерб мозгу. Иногда требуется операция по удалению застоявшейся крови или сброса давления. Почти все пациенты, пережившие тяжелую травму головного мозга, выходят с необратимыми результатами.

Мы рассмотрели крайние степени спектра, но что можно сказать об остальных? Некоторые люди с повреждением головного мозга страдают от инвалидности, но могут частично восстановиться. Если нейроны повреждены или потеряны, они не могут вырасти обратно, но синапсы — соединения нейронов — могут. По сути, мозг создает новые пути между нейронами. Более того, некоторые области мозга, изначально не связанные с определенными функциями, могут взять их на себя и заново обучиться в процессе жизнедеятельности пациента. Помните, выше мы писали о пластичности мозга? Так пациенты, перенесшие инсульт, могут заново научиться говорить и двигаться.

Важно помнить, что мы очень мало знаем о мозге. Когда пациенту диагностируют повреждение мозга, врач не всегда может уверенно констатировать, что тот поправится или не поправится. Пациенты стабильно удивляют врачей спустя месяцы и даже годы восстановления. Но не все повреждения головного мозга являются критическими.

Влияние количества нейронов на мозговую активность

А во-вторых, это открывает нам два достаточно контринтуитивных факта о человеческом мозге. Первый заключается в том, что наш мозг в некоторой степени вовсе не уникален. Он может содержать 86 миллиардов нейронов, но это как раз то число, которое вы и ожидаете найти (на основании правил расчёта для приматов) в мозге такого размера; если вы увеличите мозг шимпанзе до размеров мозга человека, вы обнаружите в нём точно такое же количество нейронов.

Доктор Геркулано-Хаузел объясняет:

То, каким образом наше беспрецедентное число нейронов в мозге сочетается с такими вещами, как наша генетика и общая структура мозга, которые и дают в результате наиболее продвинутые когнитивные способности на нашей планете, ещё предстоит найти.

Другой «пока ещё не изученный» вопрос – как сравнивать количество наших нейронов и «правила расчёта» с другими видами млекопитающих, и особенно с теми, кто обладает мозгом большего размера? На сегодняшний день не существует исследований точного числа нейронов ни у слонов, ни у китообразных.

- Симптомы поражения полушарий большого мозга

(голосов:0)
Похожие статьи:

Профессор Джозеф Альтман (Joseph Altman)
Профессор Джозеф Альтман (Joseph Altman), американский нейробиолог, лауреат Международной премии по биологии в области «Нейробиология» (2012 г.)

Во всем мире считают, что первое сообщение о возникновении новых нейронов появилось в 1962 году в статье «Формируются ли новые нейроны в мозге взрослых млекопитающих?», которая была опубликована в престижном научном журнале Science. Ее автор профессор Джозеф Альтман из Университета Пердью (США) с помощью электрического тока разрушил часть мозга крысы (латеральное коленчатое тело) и ввел туда меченный тритием тимидин — вещество, проникающее во вновь возникающие клетки и являющееся частью их ДНК и РНК. Через несколько месяцев ученый обнаружил новые радиоактивные нейроны в таламусе (участок переднего мозга) и коре головного мозга. В течение последующих семи лет Альтман опубликовал еще несколько работ, доказывающих реальность деления нейронов в мозге взрослых млекопитающих. Однако тогда, в 1960-е годы, его работы вызывали у нейробиологов недоверие и скепсис. Что не помешало впоследствии научному сообществу признать ценность этих исследований, и через много лет Альтман стал лауреатом ряда престижных международных премий.


Профессор Джозеф Альтман (Joseph Altman)
Профессор Джозеф Альтман (Joseph Altman), американский нейробиолог, лауреат Международной премии по биологии в области «Нейробиология» (2012 г.)

Во всем мире считают, что первое сообщение о возникновении новых нейронов появилось в 1962 году в статье «Формируются ли новые нейроны в мозге взрослых млекопитающих?», которая была опубликована в престижном научном журнале Science. Ее автор профессор Джозеф Альтман из Университета Пердью (США) с помощью электрического тока разрушил часть мозга крысы (латеральное коленчатое тело) и ввел туда меченный тритием тимидин — вещество, проникающее во вновь возникающие клетки и являющееся частью их ДНК и РНК. Через несколько месяцев ученый обнаружил новые радиоактивные нейроны в таламусе (участок переднего мозга) и коре головного мозга. В течение последующих семи лет Альтман опубликовал еще несколько работ, доказывающих реальность деления нейронов в мозге взрослых млекопитающих. Однако тогда, в 1960-е годы, его работы вызывали у нейробиологов недоверие и скепсис. Что не помешало впоследствии научному сообществу признать ценность этих исследований, и через много лет Альтман стал лауреатом ряда престижных международных премий.


Существует множество методик, направленных на улучшение памяти. Но основа любой – питание, богатое нужными витаминами.

витамины


Многие из нас время от времени жалуются на кондиции своей памяти, а особенно раздражает неспособность качественно запомнить нужный материал, тогда, когда это особенно нужно: накануне экзаменов, важного доклада или выступления.


Комментарии к статье Сколько нейронов в головном мозге:
Загрузка...
loading...


2015